Электроника

Телефон: 941-25-16

АДАПТАЦИЯ  МАЛЫША К НОВЫМ УСЛОВИЯМ

 

При поступлении в дошкольное образовательное учреждение все дети переживают адаптационный стресс. Особенно это затрагивает малышей раннего возраста.

 Адаптивные возможности ребенка раннего дошкольного возраста ограничены, поэтому резкий переход малыша в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в ней могут привести к эмоциональным напряжениям.

cimg0817.jpg

В нашем садике мы решаем проблему адаптации ребенка к новым условиям привлекая к работе с детьми  квалифицированного психолога, который приступает к проведению занятий  сразу после прихода ребенка в центр, вместе с воспитателем группы.

 Дети раннего возраста эмоциональны и впечатлительны. Им свойственно быстро заряжаться сильными, как  положительными, так и отрицательными эмоциями, взрослых и сверстников, подражать их действиям.

 Эти особенности  и легли в основу построения всей программы адаптации, обучения и развития ребенка в нашем центре.

 Таким образом, цель наших занятий, для данного возраста  – помочь детям в адаптации к условиям вне дома.

Этим определяются основные задачи занятий:

- преодоление стрессовых состояний у детей раннего возраста в период адаптации;

- снятие эмоционального и мышечного напряжения;

- снижение импульсивности, излишней двигательной активности, тревоги, агрессии;

- развитие навыков взаимодействия детей друг с другом;

- развитие внимания, восприятия, речи воображения;

- развитие чувства ритма, общей и мелкой моторики, координации движений;

- развитие игровых навыков произвольного поведения.

__2010__180.jpg

 Так как малыши нередко болеют и после болезни нуждаются в повторной адаптации, мы проводим занятия периодически  повторяя уже понятые и известные детям моменты, упражнения, игры, таким образом на протяжении всего учебного года к нам могут присоединятся новые малыши с любой степенью готовности к занятиям, и со своими индивидуальными склонностями.

 Базовыми средствами служат разнообразные игры с речевым сопровождением: хороводы, марши, песенки,  потешки, стишки, «ладушки» и «догонялки». Они быстро вовлекают детей в свой ритм, переключают их внимание на дружное хлопанье в ладоши и топанье ногами, объединяют детей, задают положительный настрой. В этих играх даже стеснительные , замкнутые дети постепенно преодолевают внутренний барьер и идут на контакт со взрослыми и сверстниками.

      Наши наблюдения за поведением детей в первые дни пребывания в детском учреждении показывает, что процесс адаптации к новым социальным условиям не всегда и не у всех детей проходит легко и быстро. У многих детей процесс адаптации сопровождается рядом временных нарушений: 

 ·снижение аппетита (отказ от еды или недоедание)

·нарушение сна (дети не могут заснуть, сон кратковременный, прерывистый)

·меняется эмоциональное состояние (дети много плачут, раздражаются).

Иногда можно отметить и более глубокие расстройства:

·повышение температуры тела

·изменения характера стула

·нарушение некоторых приобретённых навыков (ребёнок перестаёт проситься на горшок, его речь затормаживается и др.)

 Длительность привыкания к новым социальным условиям, а также характер поведения детей в первые дни пребывания  в детском учреждении зависят от индивидуальных особенностей.

089.jpg

   Дети одного и того же возраста ведут себя по-разному: одни в первый день плачут, отказываются есть, спать, на каждое предложение взрослого отвечают бурным протестом, но уже на другой день с интересом следят за игрой детей, хорошо едят и спокойно ложатся спать, другие, наоборот, в первый день внешне спокойны, несколько заторможены, без возражений выполняют требования воспитателей, а на другой день с плачем расстаются с матерью, плохо едят в последующие дни, не принимают участия в игре, и начинают хорошо себя чувствовать только через 6-8 дней или даже позже.

   Итак, что должны знать и уметь родители:

1.     Чем чаще ребёнок будет общаться со взрослыми,  детьми в квартире, во дворе, на игровой площадке, около дома т.е. в различной обстановке, тем быстрее и увереннее он сможет перенести приобретённые умения и навыки в обстановку детского сада.

2.     Неформальное посещение детского сада. Т.е. прогулки по территории и сопроводительный рассказ о садике, причём рассказ должен быть очень красочный и, несомненно, позитивный. Старайтесь в своём рассказе показать ребёнку, как весело и хорошо другим детям в детском саду.

3.     Т.к каждый поступивший ребёнок требует к себе внимательного индивидуального подхода, то в  центре гармоничного развития «Жихарка»  принимают  детей постепенно, по 2-3 человека,  с небольшими перерывами (2-3 дня).

4.     В первые  дни ребёнок должен пребывать в группе не более 2-3 часов.

5.     Для первых посещений рекомендуются часы, отведённые для прогулок, игр. Это позволяет быстрее определить группу поведения ребёнка, наметить правильный подход и снять эмоциональное напряжение от первых контактов.

6.     Установление эмоционального контакта ребёнка и воспитателя должно осуществляться в привычной обстановке  в присутствии близкого человека. В первый день кратковременное знакомство с воспитателем, направленное на формирование интереса к детскому саду, на установление контакта между ребёнком и воспитателем в новой ситуации.

7.     Очень полезны экскурсии по группе, в которых участвует воспитатель, родители и ребёнок.

 Мы считаем необходимым:

·                   до приёма выяснить режим, применяемый в семье, индивидуальные особенности поступающего ребёнка ( заполняется анкета).

·                   в первые дни мы стараемся не нарушать, имеющиеся у ребёнка привычки,  постепенно меняя режим и приучая ребёнка к новому укладу жизни.

d.jpg 

Сразу хочется заметить, что не все  мгновенно увидят плоды своих трудов, адаптация некоторых детей может протекать от 20 дней до 2-3 месяцев. Особенно, если ребёнок заболел, в процессе адаптации. Иногда, после выздоровления, ребёнку приходится привыкать заново.  Не следует беспокоиться, глядя на ребёнка подруги, который с первых дней вошёл в новую среду без особых осложнений.

 Все дети разные, каждый -индивидуальность, к каждому нужен свой подход. С Вашей помощью мы найдём ключик к каждому ребёнку. Богатый опыт и знания воспитателей, Ваша любовь и забота, иными словами согласованная работа с семьёй, опирающаяся на знания возрастных и индивидуальных особенностей, потребностей ребёнка и необходимых условий воспитания ребёнка до поступления в детский сад, позволит решить проблему адаптации на должном уровне.

__2010__2534.jpg

 При лёгкой адаптации поведение детей нормализуется в течение месяца, у дошкольников за 10 – 15 дней. Отмечается  незначительное снижение аппетита: в течение 10 дней  объём съедаемой ребёнком пищи достигает возрастной нормы, сон налаживается в течение 20-30 дней (иногда и раньше). Взаимоотношения со взрослыми почти не нарушаются, двигательная активность не снижается.

Внимательность и забота, профессионализм наших педагогов помогут Вашему малышу гармонично вписаться в детский коллектив нашего сада.