Электроника

Телефон: 941-25-16

Культура поведения

Старший дошкольный возраст - период не только интеллектуальной, но и социальной подготовки ребенка к взрослой жизни. В детстве усвоение социальных норм происходит сравнительно легко. Дошкольный возраст – период активного познания мира человеческих отношений, формирование основ личности будущего взрослого человека.

 Чем младше ребенок, тем большее пластичны чувства и поведение ребенка. Осознание критериев морали происходит намного позднее, чем формируются нравственные чувства и алгоритм социального поведения. Этическое воспитание необходимо строить таким образом, чтобы развить у детей положительное эмоциональное отношение к близким и сверстникам, окружающему миру. Направленность переживаний ребенка на эмоциональное состояние взрослого, в первую очередь родителей и сверстников, способствует проникновению в их внутренний мир, установлению доверительных отношений с ними.

 Программа охватывает пять основных разделов:

1.    «Я и моя семья».

2.    «Мир взрослых».

3.    «В среде сверстников».

4.    «Мир предметов».

5.    «Я и природа».

 

Основные задачи программы:

1.   Формировать систему представлений об обществе у детей: семья, мир взрослых, мир сверстников, мир предметов.

2.   Прививать необходимые коммуникативные умения и навыки, систему норм гармоничного поведения.

3.   Формировать нравственные чувства и алгоритмы социального поведения.

4.   Развивать положительное эмоциональное отношение к близким и сверстникам, окружающему миру.

 

Основные темы занятий

Сентябрь

1.   «Здравствуйте».

Цель: познакомить с вариантами приветствия, сформировать навыки вежливости, учтивости.

2.   «Что я думаю о себе и о других».

Цель: развить у детей умение анализировать свои действия и поступки, соотносить их с общепринятыми нормами поведения.

3.   «Кого называют скромным. Мир эмоций»

Цель: развить у детей способность анализировать свое поведение, сравнивая его с общепринятыми нормами; воспитывать умение анализировать поведение сверстников доброжелательно; развить чувство юмора и способность справляться с обидой при оценке сверстниками.

Октябрь

1.   «Я среди людей. Прощание»

Цель: развить представление о ходе развития человека, показать взаимозависимость отношений.

2.   «Вежливость»

Цель: научить детей пользоваться моральными оценками, развить самоконтроль, самооценку; вызвать желание радоваться успеху сверстников.

3.   «Если ты гуляешь один»

Цель: развить у детей понятие о необходимости соблюдения правил безопасности во время прогулки без взрослых; сформировать навыки поведения в отношениях с незнакомыми людьми.

4.   «Деньги. Зачем они нужны. История. Культура поведения в магазине»

Цель: развить у детей первые представления о зарплате взрослых, о бережливости, о гигиене в связи с употреблением денег, о невозможности взять деньги без разрешения.

Ноябрь

1.   «Какой я без взрослых»

Цель: развить умение анализировать свои поступки. Воспитывать чувство юмора, терпимое отношение к чужим поступкам и критическое к своим. Развивать понимание необходимости правил и их выполнения.

2.   «Обижаться – не обижаться»

Цель: сформировать положительное отношение к противоположному полу, понятие о любви, умение показывать  свое отношение.

3.   «Нарочно и нечаянно»

Цель: развить нравственные чувства – сожаление, сочувствие, сформировать навыки игрового общения.

4.   «Учусь прощать»

Цель: развитие чувства сопереживания к другим людям, умения воспринимать эмоциональное состояние по мимике, жестам.

Декабрь

1.   «Кто это – хвастун?»

Цель: научить детей различать хвастовство и шутку преувеличение.

2.   «Зачем нужны правила?»

Цель : развить у детей понимание необходимости правил общения, желание их узнавать и выполнять.

3.   «Мы едем в городском транспорте»

Цель: закрепить правила поведения в общественных местах, воспитать уважение к незнакомым взрослым и сверстникам.

Январь

1.   «Учусь сочувствовать»

Цель: «Закрепить умения детей замечать, что кому-то плохо, выражать свое сочувствие, оказывать помощь.

2.   «Закрепление умений и навыков общения. Приветствие. Прощание».

3.    «Закрепление умений и навыков общения. Учимся договариваться. Благодарность».

Февраль

1.   «Зачем нужен друг?»

Цель: воспитать и развить осознанные взаимно доброжелательные отношения с ровесниками, понятия о дружбе, друзьях.

2.   «О фантазерах и лгунишках»

Цель: научить  детей различать обман и выдумку, фантазию, подвести к пониманию, что обманы всегда раскрываются и приводят к печальному итогу. Развить стремление к правдивости и такту.

3.   «Мальчики и девочки»

Цель: закрепить у детей понимание различий полов, сформировать правильное отношение к различиям во внешнем облике и поведении.

Март

1.   «Самый дорогой человек»

Цель: развить у детей осознанное отношение к семье, переживания роли мамы, сформировать умения и навыки выражения чувств.

2.   «Живая и мертвая вода»

Цель: развить у детей понятие о значении воды в жизни людей.

3.   «Учусь мечтать»

Цель: подвести детей к пониманию того, что добрые мечты делают человека красивее; что они сбываются, если ты приложишь усилия; что добрый человек и в мечтах помнит о других людях.

4.   «Привычки хорошие и плохие»

Цель: развить способности к анализу и своего поведения.

Апрель

1.   «Учись думать и поступать по – своему»

Цель: развить в детях чувство собственного достоинства, самостоятельности, независимости в интеллектуальных и физических действиях, сохраняя доброжелательные отношения между сверстниками, стремление радоваться успехам другого.

2.   «Мимика. Жесты – как мы общаемся». Тренинг.

3.   «Я иду в театр»

Цель: закрепить знания правил поведения в общественных местах, навыки общения в театре.

4.   «Почему взрослые хмурятся»

Цель: вызвать интерес к эмоциональному миру взрослых; развить такт, внимание, умение замечать по жестам, мимике эмоциональное состояние  взрослых.

Май

1.   «Предметы на праздничном столе»

Цель: сформировать представления и понятия о сервировки стола; совершенствовать навыки поведения за столом и  владения различными предметами.

2.   «Праздничный этикет». Тренинг.

3.   «У мамы с папой гости»

Цель: воспитать умение правильно вести себя в присутствии взрослых, самостоятельно находить себе занятие, проявлять терпение.

4.   «Человек  среди природы»

Цель: развить у детей понимание взаимозависимости человека и природы, пользы и вреда, которые человек принести природе.

 

Программа рассчитана на детей 4-6 лет. Занятия проходят один раз в неделю.