Электроника

Телефон: 941-25-16

Кружок по театрально-художественной деятельности

Театр – один из самых близких ребенку видов искусства, так как ребенок лучше всего воспринимает информацию, когда имеет возможность «проиграть» ситуацию, идентифицировать себя с героем, ситуацией. Перевоплощаясь, малыши получают возможность моделировать собственный мир, отрабатывать определенные модели поведения, развивать способность эмоционально выражать все то, что  его тревожит и волнует, говоря не от своего лица, а от лица сказочного персонажа, живущего в воображаемом мире.

 В этом моделировании,  с одной стороны, происходит подражание взрослым, которое является одним из ключевых факторов детского развития, с другой стороны происходит процесс создания своего, нового мира, развитие  образного восприятия, его наполнение собственным содержанием.

dsc05281.jpg

Сюжет сказки становится лишь опорой для малыша, толчком к самостоятельному творчеству. В идеале театральная деятельность нужна ребенку как возможность для бесконечных экспериментов по перевоплощению, вживанию во все более сложные, многогранные образы и ситуации.

 Ведь что такое творчество? Это способность создавать собственные идеи, находить неординарные пути их воплощения, отказываясь от шаблонов и готовых подсказок.

Поэтому так важно дать ребенку возможность свободного проявления именно в дошкольном, наиболее пластичном, возрасте, когда «некрасиво», «а что обо мне подумают», и другие стереотипы самовосприятия  еще не доминируют, и активно проявлена пластичность, многовариотивность.

img_0571.jpg

 Мы считаем, что нужно поощрять ребенка  не только в том, чтобы он выучил, запомнил и «правильно» сыграл ту или иную роль, но и в том, что бы он развивал свои сюжеты, свободную игру, в которой он сможет реализовать свои фантазии.

 Именно так создается основа будущего творческого, неординарного восприятия мира. Возможность сформировать  эту основу и дает дошкольникам участие в театрально-художественной деятельности.

 Одну из ведущих ролей в этом процессе играет педагог. Организуя режиссерские игры, педагог занимает позицию помощника: просит ребенка прояснить  смысл действий, побуждает к ролевой речи(«Что сказал?», «Куда пошел?»), иногда выступая носителем игровых умений, показывая при помощи игрушек и предметов – заместителей фантастические истории, что помогает  ребенку включиться в театральную деятельность.

 Ребенку предлагаются творческие игровые задания, направленные на организацию индивидуальной или совместной режиссерской игры: завершить историю, показанную воспитателем; придумать и  показать начало истории, которую продолжит воспитатель или другой ребенок.

dsc05332.jpg

 И вдруг, Ваш ребенок оказывается  в чарующем мире сказки и через яркие сюжетные повороты и погружение в действие учится постигать тайны театральных превращений, знакомиться с разными эмоциями и чувствами, необычными ситуациями, когда эти чувства и эмоции уместны и  неуместны.

 Основная работа в студии проходит в форме занятий, система проведения которых предполагает четыре последовательных этапа:

1 этап – знакомство с театром. Дети смотрят представление, которое показывает взрослый. Просмотр необходим для накопления детьми впечатлений и их мотивации к театральной деятельности.

2 этап – подготовка к представлению. Это выполнение упражнений для рук, пальцев рук, на развитие и тренировку различных групп мышц, на развитие координации движений, выразительности пластики тела, на развитие голоса и речи.

3 этап – игры-импровизации с куклами и без кукол, этюды, тренинги. На этом этапе в ходе игровых действий дети осваивают элементы сценических действий, терминологию сценического искусства, знакомятся с некоторыми театральными профессиями, пополняют словарный запас, формируют грамотную речь.

4 этап – выступление. Освоения техники управления куклой на ширме или на полу. Разучивание монологов и диалогов, разыгрывание сценок для кукольных спектаклей либо для постановки драматизации. На этом этапе дети учатся общаться со зрителем, осваивают основы культуры поведения в театре и как зрителей и как артистов. Обучаются диалоговому общению, чувству партнерства, учатся двигаться и ощущать пространство сцены.

 

 Важным направлением работы является воспитание коммуникативной культуры, куда входят задачи: развития речи, воспитания  эмпатии (способности чувствовать, понимать настроение другого человека).

Содержание программы включает в себя:

1.     Просмотр кукольных спектаклей (куклы-перчатки,  театр на ковролине, настольный картонный театр, театр би-ба-бо).

2.     Пальчиковые игры (развитие моторики, ловкости рук, мелкой мускулатуры, и как следствие – мышление и речь).

3.     Игры – драматизации, способствующие развитию внимания, мышления, воображения, ловкости, инициативности.

4.     Упражнения для эмоционально-чувственного развития детей.

5.     Коррекционно-развивающие игры.

6.     Упражнения по дикции (артикуляционная гимнастика)

7.     Логоритмика

8.     Способы творческого выражения  представлений ребенка об окружающем мире: рисунок, лепка, изготовление подарков к праздникам.

9.     Подготовка (репетиции) и разыгрывание сказок и инсценировок перед детьми-зрителями и с детьми-участниками.

10.Знакомство не только с текстом сказки, но и средствами ее драматизации – жестом, мимикой, движением, костюмом, декорациями, мизансценой и т. д.

11.Ритмопластика (умение соотносить движения с музыкой). Развитие двигательных качеств: координации, ловкости и точности движений, гибкости, пластичности, выразительности. Формирование двигательных навыков и умений в различных видах упражнений. Обучение ориентировке в пространстве. 

 В результате такой обучающей деятельности у ребенка происходит развитие:

*Сенсорики, основы чувственного познания окружающего мира. Ознакомление детей с сенсорными эталонами (цвет, форма, величина предметов, особенности звуков,  запахов, вкусов, тактильные свойства материалов и пр.).

*Базовых психических процессов: внимания, мышления, памяти.

*Диферринцированности эмоциональной сферы.

*Речи, голоса.

*Выразительности движений, мимики, пластики.

*Воображения, фантазии, творческих способностей.

_2010_253.jpg

 Основные образовательные задачи, в нашем центре гармоничного развития, ставятся в зависимости от возраста детей:

Младший возраст (3-4 года):

1. Знакомство с различными театральными куклами (настольными, пальчиковыми, прыгунками,  штоковыми) и освоение элементарных действий с ними.

 Подведение детей к пониманию того, что в качестве куклы может быть любой предмет.

 

2. Освоение театральных действий: выход на сцену, представление, поклон и уход.

3. Развитие воображения и фантазии, внимания, памяти, речи, выразительности мимики и пантомимики в коммуникативных играх-упражнениях, этюдах, сценках.

4. Подведения детей к пониманию театральной игры как представления для зрителей.

Средний возраст (4-5 лет)

1.   Знакомство с новыми видами театральных кукол и освоение действий с ними.

2.   Формирование культуры поведения на сцене: взаимодействие с партнером, техника управления куклой, развитие чувства пространства сцены.

3.   Совершенствование навыка кукловождения.

4.   Освоение элементарных средств выразительности образа (речь, пластика, мимика)

5.   Развитие способности к импровизации.

Старший возраст (5-7 лет)

1.   Развитие осознанного отношения к исполнению роли в кукольном представлении (авторские, народные, импровизированные сказки).

2.   Развитие личностных качеств детей: креативности, эмпатии, рефлексии, эмоциональной сферы, познавательной активности, ответственности и др.) способствующих достижению школьной зрелости.

3.   Совершенствование навыков кукловождения.

4.   Развитие выразительности речи, мимики, пластики.

5.   Продолжение работы по формированию культуры поведения на сцене.

6.   Укрепление психологического статуса ребенка: адекватной самооценки, способности играть главные и второстепенные роли в спектаклях.

7.   Развитие творческих способностей детей.

_2010_416.jpg

 Для ребенка участие в театрально-художественной деятельности связано с большой внутренней работой. Он учится чувствовать, улавливать чужие эмоции, переживать. Малыш легко запоминает новые слова и выражения, при этом в его сознании формируется грамматическая структура языка.

 Дети учатся замечать в окружающем мире интересные идеи, воплощать их, создавать свой художественный образ персонажа, у них развивается творческое воображение,  ассоциативное мышление, умение видеть необычные моменты в обыденном.