Электроника

Телефон: 941-25-16

Музыка

"Начиная музыкальное воспитание ребенка,

мы должны помнить, что мир

музыкальных звуков - эта та особая стихия,

в которую погружать ребенка надо

незаметно и радостно.

Постарайтесь околдовать его музыкой,

как интересной сказкой, не имеющей конца".

Анна Даниловна Артоболевская  

 Музыкальное воспитание занимает одно из ведущих мест в  общем воспитательном процессе. Для музыкального развития ребенка огромное значение имеет его участие в разнообразных видах музыкальной деятельности: слушании, пении, танце, игре. 

 ____2010_250.jpg

Музыкальная деятельность помогает усвоению ребенком музыкальных знаний, умений и навыков, формирует внимание и интерес к музыке, развивает эмоциональность, творческое воображение, фантазию, способность к импровизации под музыку.

 

 В процессе обучения развивается: музыкальность, специфические двигательные качества и умения, певческие навыки, творческие способности, потребность самовыражения под музыку, нравственно-коммуникативные качества личности.

Основная цель – научить детей слышать, любить и понимать музыку, чувствовать ее красоту. 

 Задачи программы:

- вызвать эмоциональную отзывчивость на прослушанное музыкальное       произведение – умение сопереживать другим людям;

- развить способность воспринимать музыку, т.е. чувствовать ее настроение и характер, понимать ее содержание;

- познакомить детей с зарубежными и русскими, современными и классическими композиторами, их творчеством;

- развить специальные музыкальные способности: музыкальный слух (мелодический, гармонический, тембровый), чувство ритма;

- научить распознавать средства музыкальной выразительности, такие как жанр, характер, регистр, динамика, темп и т.п.;

- познакомить детей с музыкальными инструментами, с их выразительными и изобразительными возможностями;

- развить музыкальную память;

- развить музыкальный кругозор и познавательный интерес к искусству звуков;

- помочь сформировать собственный музыкальный вкус;

- способствовать формированию основ музыкальной и общей культуры.

 На занятиях мы используем специальный наглядно-демонстративный материал: иллюстрации, игровые атрибуты, аудиоматериалы, маски, костюмы, художественное слово.

img_0580.jpg

 Использование такого рода средств музыкальной выразительности пробуждает у детей желание активно принимать участие на занятиях. Как результат  этого – эмоциональная отзывчивость, отличное настроение, хорошее усвоение музыкального материала.

 

 

 

 

 

Взаимодействие музыкального руководителя

 

с педагогическим коллективом и семьей

 

Основная задача музыкального руководителя состоит в том, чтобы приобщать ребенка к миру музыки, научить понимать его, наслаждаться им, развивать музыкально-творческие способности, формировать нравственно-эстетическое отношение к нему, стремление активно, творчески сопереживать воспринимаемому.

 

Успех в данной работе может быть достигнут только при тесном взаимодействии педагогов детского сада и семьи, поскольку те знания, которые ребенок получает в детском саду, должны подкрепляться в домашних условиях.

 

Поэтому важно заинтересовать родителей, сделать их союзниками в работе по музыкальному воспитанию детей. Взаимодействие ребенка и родителей – актуальный вопрос в современном обществе, ведь изменения ритма жизни современных родителей приводит к тому, что во взаимодействии взрослого с ребенком эмоциональный контакт сводится к минимуму. Безусловно, внутрисемейные отношения и отношение к ребенку родителей оказывают прямое влияние на становление внутреннего мира растущего человека. Поэтому взаимодействие семьи и специалистов дошкольного учреждения является одной из первостепенных задач.

 

Воспитатель и музыкальный руководитель непосредственно взаимодействуют с ребенком в процессе организации его общения с музыкой. От уровня их компетентности во многом зависит качество музыкального образования ребенка-дошкольника. В деятельности музыкального руководителя дошкольного образовательного учреждения можно выделить три основных направления:

 

1) музыкальный руководитель отвечает за правильную постановку и выполнение задач музыкального образования детей;

 

2) в перечень обязанностей музыкального руководителя входит оказание методической помощи педагогическому коллективу по организации музыкального образования детей;

 

3) важным направлением деятельности музыкального руководителя является его взаимодействие с воспитателями и родителями детей.

 

Взаимодействие музыкального руководителя с педагогическим коллективом ДОУ включает:

 

- ознакомление воспитателей с теоретическими вопросами музыкального образования детей;

 

- разъяснение содержания и методов работы по музыкальному образованию детей в каждой возрастной группе;

 

- обсуждение сценариев праздников и развлечений;

 

- участие в изготовлении праздничного оформления, декораций, костюмов, в оформлении интерьера дошкольного образовательного учреждения к праздникам;

 

- участие в организации предметно-пространственной музыкальной развивающей среды ДОУ;

 

- оказание методической помощи педагогическому коллективу в решении задач музыкального образования детей;

 

- участие в педагогических советах ДОУ.

 

Формы взаимодействия музыкального руководителя и педагогического коллектива ДОУ включают:

 

- индивидуальные и групповые консультации, в ходе которых должны обсуждаться вопросы индивидуальной работы с детьми, музыкально-воспитательная работа в группах, используемый на занятиях музыкальный репертуар, вопросы организации музыкальной среды ДОУ; должна осуществляться работа по освоению и развитию музыкально-исполнительских умений воспитателей;

 

- практические занятия педагогического коллектива, включающие разучивание музыкального репертуара;

 

- проведение вечеров досугов и развлечений с последующим анализом и обсуждением с точки зрения взаимодействия всего педагогического коллектива в решении задач музыкального развития детей.

 

Качество реализации программы музыкального образования детей в ДОУ зависит от уровня профессиональной компетентности и музыкальной культуры воспитателей, которые непосредственно общаются с детьми на протяжении всего времени их пребывания в ДОУ.

 

Работа по привлечению родителей к участию в музыкальном воспитании детей предполагает несколько этапов:

 

- знакомство с родителями – на данном этапе устанавливаются доверительные отношения;

 

- педагогический мониторинг – знакомство с жизнью семьи, её интересами, проблемами; на данном этапе проводится анкетирование родителей и диагностика детей;

 

- формирование установки на сотрудничество – знакомство родителей с результатами диагностирования детей, выявляются проблемы и пути их решения;

 

- педагогическая поддержка и помощь – проводятся групповые и индивидуальные консультации, даются рекомендации, организуются выставки, проводятся открытые занятия;

 

- организация совместных мероприятий – привлечение родителей к участию в различных видах деятельности совместно с детьми.

 

Наибольшая результативность проявляется в ходе использования таких форм работы как:

 

- проведение совместных с родителями праздников, развлечений, семейных гостиных, конкурсов;

 

- изготовление совместно с родителями нетрадиционных музыкальных инструментов;

 

- совместное посещение концертов;

 

- организация творческих вечеров;

 

- организация совместных детско-родительских проектов;

 

- привлечение родителей к участию детей в районных мероприятиях;

 

- приглашение учащихся музыкальной школы - выпускников детского сада;

 

- выступления на родительских собраниях.

 

С целью выявления эффективности проведения той или иной деятельности необходимо проводить рефлексию среди родителей.

 

Заинтересованность родителей в музыкальных видах деятельности повышает у детей интерес к музыке, вызывает проявление у детей музыкальных способностей, вызывает эмоциональный всплеск у всей семьи, способствует развитию традиций домашнего музицирования, оказывает положительное влияние на мотивационную сферу музыкально-образовательной деятельности.

 

 
Ну и конечно, ожидаемые нами результаты

Дети младшего возраста к концу года могут:

·       слушать музыкальное произведение до конца, узнавать знакомые песни, различать звуки по высоте (в пределах октавы), замечать изменения в звучании (тихо-громко);

·       петь, не отставая и не опережая друг друга;

·       выполнять танцевальные движения: кружиться в парах, притопывать попеременно ногами, двигаться под музыку с предметами (флажки, листочки, платочки и т.п.)

·       различать и называть детские музыкальные инструменты (металлофон, барабан и др.)

Дети среднего возраста к концу года могут:

·       внимательно слушать музыкальное произведение, чувствовать его характер; выражать свои чувства словами, рисунком, движением;

·       узнавать песни по мелодии;

·       различать звук по высоте;

·       петь протяжно, четко произносить слова, вместе начинать и заканчивать пение;

·       выполнять движения отвечающие характеру музыки, самостоятельно меняя их в соответствии с двухчастной формой музыкального произведения;

·       выполнять танцевальные движения: пружинка, подскоки, движения парами по кругу, кружения по одному в паре;

·       выполнять движения с предметами (куклами, игрушками, ленточками);

·       инсценировать (совместно с воспитателем) песни, хороводы;

·       играть на металлофоне простейшие мелодии на одном звуке.

Дети старшего возраста к концу года могут:

·       различать жанры музыкальных произведений (марш, песня, танец), и на каком из известных инструментов оно исполняется;

·       различать часть произведения (вступление, заключение, запев, припев);

·       внимательно слушать  музыку, эмоционально откликаться на выраженные в ней чувства и настроения;

·       петь без напряжения, плавно, легким звуком; произносить отчетливо слова, своевременно начинать и заканчивать песню; петь в сопровождении музыкального инструмента;

·       ритмично двигаться в соответствии с различным характером и динамикой музыки;

·       определять общее настроение, характер музыкального произведения в целом и его части; выделять отдельные средства выразительности: темп, динамику, тембр;

·       слышать в музыке изобразительные моменты, соответствующие названию пьесы, узнавать характерные образы;

·       выражать свои впечатления от музыки в движениях и рисунках;

·       петь не сложные песни в удобном диапазоне, исполняя их выразительно и музыкально, правильно передавая мелодию;

·       исполнять сольно и в ансамбле на музыкальных инструментах несложные песни и мелодии.