Занятия по интересам
Интересные факты о детях
Музыка
"Начиная музыкальное воспитание ребенка,
мы должны помнить, что мир
музыкальных звуков - эта та особая стихия,
в которую погружать ребенка надо
незаметно и радостно.
Постарайтесь околдовать его музыкой,
как интересной сказкой, не имеющей конца".
Анна Даниловна Артоболевская
Музыкальное воспитание занимает одно из ведущих мест в общем воспитательном процессе. Для музыкального развития ребенка огромное значение имеет его участие в разнообразных видах музыкальной деятельности: слушании, пении, танце, игре.
Музыкальная деятельность помогает усвоению ребенком музыкальных знаний, умений и навыков, формирует внимание и интерес к музыке, развивает эмоциональность, творческое воображение, фантазию, способность к импровизации под музыку.
В процессе обучения развивается: музыкальность, специфические двигательные качества и умения, певческие навыки, творческие способности, потребность самовыражения под музыку, нравственно-коммуникативные качества личности.
Основная цель – научить детей слышать, любить и понимать музыку, чувствовать ее красоту.
Задачи программы:
- вызвать эмоциональную отзывчивость на прослушанное музыкальное произведение – умение сопереживать другим людям;
- развить способность воспринимать музыку, т.е. чувствовать ее настроение и характер, понимать ее содержание;
- познакомить детей с зарубежными и русскими, современными и классическими композиторами, их творчеством;
- развить специальные музыкальные способности: музыкальный слух (мелодический, гармонический, тембровый), чувство ритма;
- научить распознавать средства музыкальной выразительности, такие как жанр, характер, регистр, динамика, темп и т.п.;
- познакомить детей с музыкальными инструментами, с их выразительными и изобразительными возможностями;
- развить музыкальную память;
- развить музыкальный кругозор и познавательный интерес к искусству звуков;
- помочь сформировать собственный музыкальный вкус;
- способствовать формированию основ музыкальной и общей культуры.
На занятиях мы используем специальный наглядно-демонстративный материал: иллюстрации, игровые атрибуты, аудиоматериалы, маски, костюмы, художественное слово.
Использование такого рода средств музыкальной выразительности пробуждает у детей желание активно принимать участие на занятиях. Как результат этого – эмоциональная отзывчивость, отличное настроение, хорошее усвоение музыкального материала.
Взаимодействие музыкального руководителя
с педагогическим коллективом и семьей
Основная задача музыкального руководителя состоит в том, чтобы приобщать ребенка к миру музыки, научить понимать его, наслаждаться им, развивать музыкально-творческие способности, формировать нравственно-эстетическое отношение к нему, стремление активно, творчески сопереживать воспринимаемому.
Успех в данной работе может быть достигнут только при тесном взаимодействии педагогов детского сада и семьи, поскольку те знания, которые ребенок получает в детском саду, должны подкрепляться в домашних условиях.
Поэтому важно заинтересовать родителей, сделать их союзниками в работе по музыкальному воспитанию детей. Взаимодействие ребенка и родителей – актуальный вопрос в современном обществе, ведь изменения ритма жизни современных родителей приводит к тому, что во взаимодействии взрослого с ребенком эмоциональный контакт сводится к минимуму. Безусловно, внутрисемейные отношения и отношение к ребенку родителей оказывают прямое влияние на становление внутреннего мира растущего человека. Поэтому взаимодействие семьи и специалистов дошкольного учреждения является одной из первостепенных задач.
Воспитатель и музыкальный руководитель непосредственно взаимодействуют с ребенком в процессе организации его общения с музыкой. От уровня их компетентности во многом зависит качество музыкального образования ребенка-дошкольника. В деятельности музыкального руководителя дошкольного образовательного учреждения можно выделить три основных направления:
1) музыкальный руководитель отвечает за правильную постановку и выполнение задач музыкального образования детей;
2) в перечень обязанностей музыкального руководителя входит оказание методической помощи педагогическому коллективу по организации музыкального образования детей;
3) важным направлением деятельности музыкального руководителя является его взаимодействие с воспитателями и родителями детей.
Взаимодействие музыкального руководителя с педагогическим коллективом ДОУ включает:
- ознакомление воспитателей с теоретическими вопросами музыкального образования детей;
- разъяснение содержания и методов работы по музыкальному образованию детей в каждой возрастной группе;
- обсуждение сценариев праздников и развлечений;
- участие в изготовлении праздничного оформления, декораций, костюмов, в оформлении интерьера дошкольного образовательного учреждения к праздникам;
- участие в организации предметно-пространственной музыкальной развивающей среды ДОУ;
- оказание методической помощи педагогическому коллективу в решении задач музыкального образования детей;
- участие в педагогических советах ДОУ.
Формы взаимодействия музыкального руководителя и педагогического коллектива ДОУ включают:
- индивидуальные и групповые консультации, в ходе которых должны обсуждаться вопросы индивидуальной работы с детьми, музыкально-воспитательная работа в группах, используемый на занятиях музыкальный репертуар, вопросы организации музыкальной среды ДОУ; должна осуществляться работа по освоению и развитию музыкально-исполнительских умений воспитателей;
- практические занятия педагогического коллектива, включающие разучивание музыкального репертуара;
- проведение вечеров досугов и развлечений с последующим анализом и обсуждением с точки зрения взаимодействия всего педагогического коллектива в решении задач музыкального развития детей.
Качество реализации программы музыкального образования детей в ДОУ зависит от уровня профессиональной компетентности и музыкальной культуры воспитателей, которые непосредственно общаются с детьми на протяжении всего времени их пребывания в ДОУ.
Работа по привлечению родителей к участию в музыкальном воспитании детей предполагает несколько этапов:
- знакомство с родителями – на данном этапе устанавливаются доверительные отношения;
- педагогический мониторинг – знакомство с жизнью семьи, её интересами, проблемами; на данном этапе проводится анкетирование родителей и диагностика детей;
- формирование установки на сотрудничество – знакомство родителей с результатами диагностирования детей, выявляются проблемы и пути их решения;
- педагогическая поддержка и помощь – проводятся групповые и индивидуальные консультации, даются рекомендации, организуются выставки, проводятся открытые занятия;
- организация совместных мероприятий – привлечение родителей к участию в различных видах деятельности совместно с детьми.
Наибольшая результативность проявляется в ходе использования таких форм работы как:
- проведение совместных с родителями праздников, развлечений, семейных гостиных, конкурсов;
- изготовление совместно с родителями нетрадиционных музыкальных инструментов;
- совместное посещение концертов;
- организация творческих вечеров;
- организация совместных детско-родительских проектов;
- привлечение родителей к участию детей в районных мероприятиях;
- приглашение учащихся музыкальной школы - выпускников детского сада;
- выступления на родительских собраниях.
С целью выявления эффективности проведения той или иной деятельности необходимо проводить рефлексию среди родителей.
Заинтересованность родителей в музыкальных видах деятельности повышает у детей интерес к музыке, вызывает проявление у детей музыкальных способностей, вызывает эмоциональный всплеск у всей семьи, способствует развитию традиций домашнего музицирования, оказывает положительное влияние на мотивационную сферу музыкально-образовательной деятельности.
Дети младшего возраста к концу года могут:
· слушать музыкальное произведение до конца, узнавать знакомые песни, различать звуки по высоте (в пределах октавы), замечать изменения в звучании (тихо-громко);
· петь, не отставая и не опережая друг друга;
· выполнять танцевальные движения: кружиться в парах, притопывать попеременно ногами, двигаться под музыку с предметами (флажки, листочки, платочки и т.п.)
· различать и называть детские музыкальные инструменты (металлофон, барабан и др.)
Дети среднего возраста к концу года могут:
· внимательно слушать музыкальное произведение, чувствовать его характер; выражать свои чувства словами, рисунком, движением;
· узнавать песни по мелодии;
· различать звук по высоте;
· петь протяжно, четко произносить слова, вместе начинать и заканчивать пение;
· выполнять движения отвечающие характеру музыки, самостоятельно меняя их в соответствии с двухчастной формой музыкального произведения;
· выполнять танцевальные движения: пружинка, подскоки, движения парами по кругу, кружения по одному в паре;
· выполнять движения с предметами (куклами, игрушками, ленточками);
· инсценировать (совместно с воспитателем) песни, хороводы;
· играть на металлофоне простейшие мелодии на одном звуке.
Дети старшего возраста к концу года могут:
· различать жанры музыкальных произведений (марш, песня, танец), и на каком из известных инструментов оно исполняется;
· различать часть произведения (вступление, заключение, запев, припев);
· внимательно слушать музыку, эмоционально откликаться на выраженные в ней чувства и настроения;
· петь без напряжения, плавно, легким звуком; произносить отчетливо слова, своевременно начинать и заканчивать песню; петь в сопровождении музыкального инструмента;
· ритмично двигаться в соответствии с различным характером и динамикой музыки;
· определять общее настроение, характер музыкального произведения в целом и его части; выделять отдельные средства выразительности: темп, динамику, тембр;
· слышать в музыке изобразительные моменты, соответствующие названию пьесы, узнавать характерные образы;
· выражать свои впечатления от музыки в движениях и рисунках;
· петь не сложные песни в удобном диапазоне, исполняя их выразительно и музыкально, правильно передавая мелодию;
· исполнять сольно и в ансамбле на музыкальных инструментах несложные песни и мелодии.